7-8 февраля 2019 года в городе Ставрополе прошла Конференция «Приоритеты регионов: Контроль, госуслуги, цифровизация и развитие МСП».

В мероприятиях Конференции приняли участие руководители Минэкономразвития России, представители федеральных органов исполнительной власти, руководители и сотрудники территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Северо-Кавказского и Южного Федеральных округов, представители бизнес-сообществ.

Ключевыми вопросами обсуждения в рамках Конференции стали пути совершенствования контрольно-надзорной деятельности, развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы», вопросы реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка региональной предпринимательской инициативы», проведение процедуры оценки регулирующего воздействия.

Работа Конференции была построена как в формате обсуждения вопросов в рамках «пленарных сессий», так и в целях более детальной проработки тех или иных вопросов в формате «круглых столов».

Один из таких «круглых столов» был посвящен теме «Развитие системы оценки регулирующего воздействия на региональном уровне».

В работе данного «круглого стола» приняло участие более 100 участников, среди которых представители Минэкономразвития России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, представители предпринимательского сообщества.

Модератором «круглого стола» выступил врио директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Виталий Злобин, который презентовал доклад на тему «Совершенствование проведения процедуры оценки регулирующего воздействия на уровне субъектов Российской Федерации», где были затронуты вопросы проведения ОРВ в регионах, ОРВ федеральных инициатив, Цифровизации полномочий и ее перспектив.

На круглом столе был представлен опыт наиболее успешных регионов в сфере оценки регулирующего воздействия таких как Краснодарский край, Республика Дагестан и Ставропольский край.

От бизнес-сообщества Ставропольского края с докладом выступил президент Союза ТПП Ставропольского края Б.А.Оболенец, который рассказал об опыте участия ТПП СК в проведении процедуры ОРВ, в том числе затронул вопросы взаимодействия региональных органов власти и представителей бизнеса в данной сфере.

Если говорить об ОРВ в целом, то на сегодняшний день данный институт является неотъемлемой частью процесса подготовки нормативных правовых актов. Это один из видов государственной поддержки ведения бизнеса путем исключения из нормативных правовых актов избыточных обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

В настоящее время предприниматели имеют реальную возможность на этапе разработки нормативного правового акта, принять участие в оценке его содержания, внося свои предложения для более точного определения возможных рисков и негативных эффектов от нового регулирования, подготовки сбалансированного и взвешенного нормативного правового акта.

Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в Ставропольском крае проводится с 2013 года.

Процедура ОРВ состоит из нескольких этапов:

На первом этапе разработчик проекта НПА путем размещения на своем официальном сайте уведомления о разработке проекта НПА ставит заинтересованные органы, Уполномоченного по защите прав предпринимателей, предпринимательские сообщества в известность о том, что он намеревается урегулировать те или иные правоотношения, разработав соответствующий НПА, и принимает от указанных субъектов предложения о необходимости и вариантах правового регулирования соответствующих общественных отношений.

На втором этапе – этапе публичных консультаций, разработчик НПА размещает на своем сайте уже подготовленный проект НПА с пояснительной запиской для его рассмотрения заинтересованными органами и организациями и внесения по данному проекту НПА замечаний и предложений.

Публичные консультации являются основным этапом проведения процедуры ОРВ, в ходе проведения которого предприниматели могут повлиять на окончательное содержание проекта НПА, высказать свое мнение по тому или иному проекту НПА и внести разработчику свои замечания и предложения, которые разработчик в обязательном порядке должен рассмотреть, учесть их, а в случае отклонения поступивших замечаний и предложений мотивированно обосновать такое отклонение.

Третьим и заключительным этапом проведения процедуры ОРВ является подготовка заключения об ОРВ.

На данном этапе разработчик проекта НПА представляет в минэкономразвития края все материалы, касающиеся проведения ОРВ в отношении того или иного проекта НПА, минэкономразвития края проверяет соблюдение разработчиком процедуры ОРВ, смотрит проведены ли все предусмотренные этапы ОРВ и не нарушены ли разработчиком сроки проведения ОРВ, учтены ли поступившие от заинтересованных органов и организаций замечания и предложения по проекту НПА, после чего анализирует проект НПА на наличие в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской деятельности или способствующих их введению, и готовит соответствующее заключение.

В 2018 году минэкономразвития края подготовлено 94 заключения об ОРВ из которых 9 – отрицательные.

Необходимо отметить, что проекты НПА не прошедшие процедуру ОРВ, или получившие отрицательное заключение об ОРВ не подлежат дальнейшему согласованию.

В крае налажено взаимодействие минэкономразвития края и иных органов исполнительной власти края — разработчиков проектов нормативных правовых актов с организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества, такими как Союз ТПП СК, региональные отделения «ОПОРЫ РОССИИ», «Деловой России», Конгресс деловых кругов Ставрополья. По отдельным проектам НПА работа по оценке регулирующего воздействия того или иного варианта правового регулирования ведется непосредственно с субъектами предпринимательства, чьи интересы затрагиваются или могут быть затронуты таким регулированием.

Кроме того, каждый проект НПА, затрагивающий интересы предпринимательского сообщества, в обязательном порядке направляется на рассмотрение Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае, который также может высказать свою позицию о наличии либо отсутствии в том или ином проекте НПА положений, вводящих избыточные для субъектов предпринимательства требования.

В ходе проведения «круглого стола» мы рассказали коллегам из регионов о некоторых особенностях проведения ОРВ в Ставропольском крае и участии нашего региона в ОРВ федеральных инициатив.

Показали примеры лучших практик взаимодействия минэкономразвития края, как уполномоченного органа власти края в сфере ОРВ, с разработчиками проектов НПА, в результате которого из проектов НПА еще на стадии публичных консультаций исключались обременительные для предпринимателей требования, в том числе влекущие необоснованные расходы субъектов предпринимательства.

Например, в отдельных проектах НПА Правительства Ставропольского края, регламентирующих предоставление мер господдержки субъектам малого и среднего предпринимательства разработчиком устанавливалось требование, касающееся необходимости скрепления подписи руководителя организации печатью организации во всех представляемых им документах.

Вместе с тем, обязанность организации иметь печать отменена еще в 2015 году, тем самым такое положение способствовало бы возникновению у субъекта предпринимательства необоснованных расходов на изготовление печати организации.

Или еще, как пример, установление необходимости предоставления нотариально заверенных копий учредительных документов и всех изменений к ним. Данное требование также отменено законодателем в 2015 году и влечет за собой необоснованные расходы субъекта предпринимательства на совершение нотариальных действий.

Также, поделились опытом рассмотрения в Ставропольском крае проектов федеральных НПА, затрагивающих вопросы социально-экономического развития и расходные обязательства субъектов Российской Федерации.

Так, у нас в крае хорошо налажено взаимодействие уполномоченного органа – минэкономразвития края не только с отраслевыми органами исполнительной власти, но и с Думой Ставропольского края в рамках рассмотрения федеральных инициатив. Нами, на практике, выработан четкий механизм работы в этом направлении, что делает процесс подготовки мнения Ставропольского края по проектам федеральных НПА более гибким и позволяет в рабочем порядке в максимально короткие сроки получить необходимую информацию от Думы Ставропольского края и отраслевых органов исполнительной власти края для ее оперативного свода и направления для учета разработчику.

Работа минэкономразвития края в рамках ОРВ не осталась без внимания федерального центра.

С 2016 года минэкономразвития края удалось добиться повышения Ставропольского края в рейтинге качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы в субъектах Российской Федерации более чем на 30 позиций и по результатам за 2018 год войти в «Высший уровень» данного рейтинга, что в ходе «пленарной сессии» Конференции положительно отметил Заместитель Министра экономического развития РФ Савва Шипов.

В целом работа Конференции всеми ее участниками была оценена положительно, все, интересующие участников Конференции вопросы, были рассмотрены в ходе проведения «круглых столов» настолько детально, что к пленарному заседанию Конференции, посвященному подведению итогов Конференции у участников Конференции не осталось вопросов к представителям Минэкономразвития России.

Данный факт, подтверждающий высокий уровень подготовки и проработки мероприятия, также положительно оценил Савва Шипов.